…история любви Ромео и Ромео от видного американо-таиваньского кинодела…
…в гористых глухоманях американского штата Вайоминг на самой заре шестидесятых прошлого века, волею не зависящих ни от кого обстоятельств, в окрестностях некой Горбатой горы сходятся производственно, дружески и эмоционально два молодых парня. Оба они нанялись к местному овцезаводчику, подрядившись пасти, собственно, цельное стадо этих самых парнокопытных баранов. Один из них зовётся Эннисом Дел Маром (…Хит Леджер…) и являет собой живописную, характерную, воплощённую в жилистых телесах аллегорию закрытого, немногословного, закованного в кандалы психологических травм неправильного воспитания и ортодоксальных традиций ковбоя-бугая. Другой — Джек Твист (…Джейк Джилленхол…) — напротив, весь из себя вертляв, импульсивен, гораздо более внутренне открыт, общителен, любвеобилен и не в пример куда как интенсивнее социализирован. Незатейливая и мистически впечатляющая пастораль рядового штатовского животноводческого совхоза с бригадиром-гомофобом, несметными полчищами метафорических белоснежных овец, парочкой молодцеватых ранчеров-пастухов и запредельной красоты горными пейзажами скоропостижно форсируется «постельной» сценой хмельного, агрессивного и однополого мужского соития, незаметно но вполне осознанно и закономерно мутируя в мощнейшую социальную драму и трагедию положений. Так начинается главная интрига оскароносной художественной картины «Горбатая гора» режиссёра Энга Ли две тысячи пятого года выпуска…
…кажется целиком невероятным, но в ленте практически нет ни одной унции ни откровенной и излишней пошлости, ни слезливой, бестолковой сентиментальности, ни похабной гомоэротической скабрезности. Ещё более изумляет тот факт, что даже слово «любовь» произносится тут в самом финальном финале, когда один из поседевших гомо-ковбоев ведёт задушевные беседы со своей повзрослевшей брачующейся дочуркой в исполнении изящной Кейт Мары. Сама же «Горбатая гора» — слитная, за малым разве только не эпическая, сногсшибательно изложенная, мастерски отлитая в кинематографической бронзе и безупречно разыгранная шекспиро-античная трагедия, свирепо выдержанная в декорациях жутковатого ретрологического, психофизического и отнюдь не напускного американского гиперреализма. История рассказываемая, конечно, убийственно простая и незамысловатая, равно как и бытовая донельзя. Но поведанная Энгом Ли очень минималистично, задушевно, чувственно, завлекающе и отчасти гипнотизирующе. Безо всяческих перескоков из обличающей чернухи в розовые хляби. Без ужимок, кривляний и передёргиваний. Простым и спокойно-обыденным, человеческим и человечным киноязыком…
…здесь любая даже случайная раскадровка или банально проходная сцена походя и невзначай нагнетает такого саспенсу и участия в зрителе, держит настолько в напряжении, что остаётся по просмотру только изумлённо поводить плечами. Это при том, что даже в ключевые моменты и знаковые точки нарратива в «…Горе» казалось бы вообще ничего специфического не происходит. Тем не менее на экране в нужных местах и в необходимое время буквально из ничего сотворяется напряжение, до которого многим и многим тревожного характера лентам невообразимо далеко даже теперь, спустя почти полтора десятка лет после шумного успеха ревьюируемой картины…
…само собой, «Горбатая гора» отнюдь не тот лёгкий образец кинотворчества, который стоит смотреть просто от нечего больше делать, вовсе нет. Тут пасторальная и воздушная мелодрама, резонно и неотвратимо с каждой воспоследующей минутой хронометража перерастает в душераздирающую, разъедающую сознание трагедию. И на этом глобальном фоне глубокая провинциально-культурная нетерпимость и ксенофобские, возведённые в абсолют «традиционные» местечковые устои и ценности лишь добавляют серой мрачности к и так более чем невесёлой здешней заглавной идее. Но всё же, сравниться с лентой Энга Ли по глубине душевности, степени соприкосновения с самыми сокровенными, эмоциональными и чувственными таинствами внутреннего мира людского, показанного на экране без единого намёка на простоватую, бутафорскую и лживую сентиментальную конъюнктуру, не дано подавляющему большинству голливудской родственной синефильской продукции. Как сходного лирического жанра, так и всех прочих образчиков вымышленного и живого киноискусства. И уже одним этим достоинством «Горбатая гора» перекрывает все свои явные и надуманные недостатки и заслуживает с лихвой всего потраченного на себя двухчасового времени. Что само по себе для ленты с заведомо провокационным посылом дорогого стоит…
|