…Олесь Бузина — анфан террибль, патриот и профессиональный провокатор украинской писательской вольницы и незалежной журналистики единовременно. Любое, на выбор, заявление которого по обыкновению выписано так, что хочешь — стой, а хочешь — падай. При этом, по Бузине, желательно с вещественным доказательством в виде аудиовизуальной, нотариально заверенной записи громкого звука соприкосновения вашего тела с досками паркета. Произносятся подобные публичные (…и — никак иначе!..) откровения практически всегда с театральным выпучиванием глаз а-ля Задорнов и сопровождаются загадочной экспрессией пассов Жириновского и гипнотической пластикой мимики Кашпировского. Именно в таком вызывающем и, несомненно, привлекающем внимание ракурсе по обыкновению пан Бузина любит представляться публике. Стиль авторского письма, равно как и поведения в ходе всевозможных дискурсов можно охарактеризовать как «запанибратская автократия». В том смысле, что мы с тобой, конечно, друзья и братья, но ты слушай внимательно, не перебивай, не оспаривай, и вообще — не отвлекайся. За всей этой казарменно-балаганной мишурой скрывается, тем не менее, живой и острый интеллект, рождающий небезынтересные измышления, исследования и вытекающие из них выводы…
…интриги на самом-то — никакой: в своей «Тайной истории Украины-Руси» автор не всегда корректно критикует, а иными абзацами — и откровенно ёрнически высмеивает в основном один исторический труд. Это, конечно же, десятитомная монография видного украинского деятеля конца ХІХ — начала ХХ столетий Михаила Грушевского под названием «История Украины-Руси». Как нетрудно увидеть — разоблачения начинаются с названия. Местами тональность и колоратура подаваемых нападок вполне в состоянии способствовать тиражированию среди нынешних украинских радикалов призыва: «сжечь его на костре!». Но при всём своём псевдонаучном и гиперэмоциональном подходе к историческим наукам Бузина, всё же, не является неким эксцентричным разрушителем мифов. Скорее — определённого рода интерпретатором фактов. Фокус в том, что не рассказывается ничего не только нового, а как бы даже и малоизвестного. Весь текст, это по сути чуть ли не обязательная школьная программа истории-географии. С авторскими заметками и комментариями на полях. Выводы — аргументированы; логических пробелов почитай, что и нет. Изложение ведётся в простой и доступной форме, с допустимой долей отсебятины. А с превалирующей частью утверждений невозможно, будучи в здравом уме и трезвой памяти, не согласиться. Ну, кто, например, сегодня не знает, что в пятом веке до нашей эры на землях украинских жили сарматы? Автор достаточно опытен в искусстве обращения с богатым разнообразием противоречащих фактов, цитируя одновременно с общеизвестным, допустим, редкие изречения Корнелия Тацита. Каковой, как впрочем и все сверхцивиллизованные римляне античности, сводит большинство обитавших на указанных землях народов едва ли не к толкинским оркам: «из-за смешанных браков облик их становится всё безобразнее … ради грабежа рыщут (они) по лесам и горам»…
…в действительности, осадок шулерского надувательства всё равно присутствует. Не накладываясь практически на изложенные умозаключения. Как, кстати, и в случае с упоминавшимся уже Владимиром Вольфовичем. Не сказать, что автор во всём этом одинок. Тем более — при оперировании первичными частицами такой оккультной науки, как история. Потому, как, в силу хронологических причин и человеческого фактора, истина в ней трудноотличима от вымысла. Поэтому снова и опять, как и всегда в историческом научпопе, на свет авторских утверждений слетаются все эти мохнатые, часто шуршащие узорчатыми крылышками «очевидно», «по-видимому», «судя по всему» и «скорее всего». От шквала персональных эмоций Бузины нужно и необходимо обязательно абстрагироваться. И, если у читателя это получается, то почерпнуть из «Тайной истории» можно много, если и не совсем полезного, то уж точно — предельно познавательного. Базовое или хотя бы отрывочное знание укряза — категорически приветствуется…
P.S. …на сладкое — до боли правдивая цитата: «Украина — провинциальная страна с нищими олигархами».